По приглашению Посольства Германии в Азербайджане «Камерный балет Баку» подготовил к 100-летию великого немецкого композитора, классика ХХ века Пауля Хиндемита одноактный балет-мистерию «Искушение св. Антония» (1995) по его симфонии «Художник Матис» с добавлением увертюры «Амур и Психея». Замысел этой вещи возник спонтанно, когда для проведения вечера памяти любимого автора хореографа потребовалось выбрать из его неисчерпаемого наследия опус, характерный для творчества композитора, так как музыка Хиндемита звучала на отечест-венной балетной сцене впервые. Компакт-диск с записью данного произведения, к сожалению, был привезен из Германии «как раз» к моменту проведения премьеры, по-этому пришлось готовить фонограмму по виниловому диску, благо, что симфония «Художник Матис» в фонотеке балетмейстера представлена в нескольких исполнительских трактовках. Балет ставился в Оперной студии, и весь процесс занят почти пол года. Постановка была показана здесь же, на сцене студии имени Ш. Мамедовой при Бакинской музыкальной академии. Представление, снятое на видеопленку, демонстрировалось по национальному телевидению. Корреспондент АзерТаджа в статье «Премьера Камерного балета» проинформировал («Вышка», 30 декабря 1995 года): «В спектакле, состоящем из четырех картин с прологом, задействованы различные возрастные группы хореографического училища. И все дети, даже самые маленькие, старались как можно лучше воплотить в жизнь замысел постановщика этого спектакля Рашида Ахмедова, представляющий собой сложное непривычное сценическое решение. Современный балет вообще не прост в восприятии, тем более в исполнении детей… Радует, что в Баку идет поиск новых форм хореографии, балетных экспериментов, не говоря уже о том, что сам Хиндемит – далеко не самый известный для нас композитор. Тем интереснее новый опыт…» Сценическое убранство Пролога и первой картины («Концерт ангелов») представляет собой одновременно и один из храмовых нефов, и нечто подобное концертному залу. В центре на голубом фоне газовый занавес удерживается откинутой крышкой рояля и рядом стоящей арфой; с обеих сторон от них установлены статуи и колонны, а вверху – колокола, которые довершают декор площадки. У авансцены подле пюпитра с нотами дирижирует Антоний, одетый в стилизованный костюм придворного музыканта с орденской лентой через плечо. Его мануальные пассы порождают появление действующих лиц в разноцветных хламидах, которые то изображают игру инструментов оркестра, то представляют персонажей спектакля – ангелов, соборных служащих и прихожан. После пластической экспозиции образов спектакля, идущей без музыкального сопровождения, действуют три ангела, а также храмовая служительница Урсула с подругой-прихожанкой, которые готовят пантомиму и концерт в честь дня рождения их патрона – Антония. Под взволнованные, энергичные темы исполнители ловко представляют дики античного предания. Амур и Психея, глубоко вошедшие в свои роли, не в силах расстаться друг с другом. Св. Антоний застаёт их врасплох, – замысел раскрыт, сюрприз не состоялся. В шутку укоряя незадачливых артистов, он уходит, сопровождаемый своим любимым анге-лочком. Середину номера занимает пластическая имитация переливов флейты и трубы, вибрации струн арфы и скрипок, звучания соборного хора, руководимого его регентом – Антонием. Кульминация части знаменует собой объединение всех танцовщиков в едином построении, ассоциирующимся со зримым воплощением аккордов гармониума – органа. Вся композиция, идущая на одном дыхании, решена средствами обогащенного модерном классического танца. Воздушные кружева хореографических «узоров» непрестанно сменяются импровизационными по характеру пластическими портретами героев, неизменно сплетающимися «полифонически». Внезапно упавший алый шелковый занавес мгновенно меняет обстановку (средняя часть «Две Марии»), привнося в данный контекст элемент тревожного ожидания. Набросив на свои головы традиционные восточные покрывала, действующие лица бродят по пустынному пространству в поисках добра и справедливости. И среди паломников Святая Мария и Мария Магдалина, которые встретились, чтобы обрести опору одна в другой. Страстный призыв скорбящих не остался без ответа, – св. Антоний утешает их, шепча слова надежды. Укутанные в плащи, обе Марии замирают, как бы баюкая дорогого им дитя. Стихия свободного танца пронизывает всю хореографическую плоть этого явления, приводящего в итоге к бурному внутреннему протесту героя, а затем к смирению и покор-ности. Монументальный финал («Искушение св. Антония»), аналогичный названию всего балета, проходит на фоне зелено-красных фантастических лесных зарослей со змеистыми ветками-лианами. Антоний неожиданно меняет свой облик: надев черные перчатки и, отбросив прочь свой плащ, он глумливо срывает с голов женщин их покрывала. Вся пластика и поведение протагониста проникнуты одержимостью духом отрицания: изможденному отшельнику, потрясённому тоской Марий, кажется, будто бы святые девы обернулись блудницами, искушающими его. Отовсюду появляются страшилища и вурдалаки, которые рисуют картину ночного шабаша всяческой нечисти. И в гуще этих уродцев – заглавный персонаж в облике падшего ангела и преображенная Магдалина, которые резко и активно действуют в манере выразительной танцевальной пантомимы. Развязка сцены наступает стремительно, – на выручку заблудившемуся праведнику спешат три ангела, которые сначала борются за его душу, а затем разгоняют посланников преисподней. В этом моменте происходит внутренняя борьба героя: с одной стороны он обретает величавое крыло, а с другой – его еще корежит злобная мстительность. Отчаянно вырываясь из плена обступивших его попутчиков, мученик, наконец, освобождается ото всех тенет. Вновь возникает картина «звучащего» органа, – ночь наваждения минула, и наступил рассвет. В храм заходят прихожане, которые становятся свидетелями чуда: Святой Антоний, преображенный в Архангела, мощно взмывает в небеса. Газета «Вышка» за 6 января 1996 года отозвалась на престижную постановку развернутой рецензией «Балет по заказу посольства Германии»: «Центральную партию святого Антония утонченно и виртуозно провел сам постановщик Р. Ахмедов. Уверенно и ярко он представил противоречивый образ средневекового Дон Кихота, обуреваемого духом сомнений… Спектакль радует изысканностью пластических линий, полифони-ческим переплетением различных пластов. Симфония Хиндемита, а вслед за ней и форма балета, отражает три створки знаменитого творения художника Матиса Грюневальда – Изенгеймского алтаря: «Концерт ангелов», «Положение во гроб» и «Искушение Святого Антония». Последняя часть симфонии – самая монументальная и насыщенная, дала название всему балету. В финале спектакля все персонажи и драматургические линии сплетаются в противоречивом столкновении, рисуя картину дьявольского наваждения, искушения праведника силами адского дна. За св. Антония вступаются три ангела, разгоняющие своими руками-крыльями нечестивые ночные видения, прочерчивая путь к добру, свету, справедливости. Спектакль завершается смелой и метафорически емкой мизансценой: Антоний, преображенный в архангела, мощно взмывает в небеса, а все персонажи, простирая руки, как бы духовно приобщаются к этому чудесному событию». Еженедельник «Азербайджан» (30 декабря 1995 года) в публикации «На библейские сюжеты» констатирует: «Музыка П. Хиндемита вдохновила Р. Ахмедова на создание яркого, красивого зрелища, где причудливо смешивается классический танец, данс-модерн и другие атрибуты современной хореографии. …жизнеутверждающая патетика библейских сюжетов, словно оживленных музыкой Хиндемита, увлекла руководителя «Камерного балета Баку» Рашида Ахмедова. Перед зрителем возникает необычное зрелище, когда он видит педагога, окруженного собственными ученицами, воплощающими его творческий замысел. В белых и черных, голубых и зеленых, оранжевых и красных одеяниях порхают по сцене основные участницы спектакля... Думается, хореографическая интерпретация музыки Хиндемита выглядит достаточно интересно» Постоянно освещающая работы коллектива газета «Баку» за 12 января 1996 года делится со своими читателями в материале «И вечный бой…»: «Тема поиска прекрасного в жизни и искусстве, боя со злыми силами, сомнения и прозрения творца – вот примерное содержание новой работы «Камерного балета Баку» – спектакля «Искушение св. Антония»… Постановщик собрал талантливый ансамбль единомышленников. При-глашение балетмейстера Р. Ахмедова для постановки балета в год 100-летнего юбилея всемирно известного композитора стало признанием таланта нашего хореографа и его коллектива «Камерный балет Баку». Вершиной в данном ряду высится материал «Искушение святого Антония», опубликованный в журнале «Балет» (1996, № 4): «В произведении ярко выявлен конфликт – борьба добра со злом. Носителем этого столкновения является противоречивый образ святого Антония, виртуозно и тонко созданного самим балетмейстером – Р. Ахмедовым. Картина искушений стала кульминацией постановки… Антоний, находясь во власти посетивших его кошмаров, мечется между влекущими его к себе нечестивыми видениями. Экспрессивная и жесткая по рисунку пластика участников эпизода впе-чатляюще передает образ этой битвы… Но, как сказано в либретто, три ангела изго-няют чудовищ. «Вновь раздаются звуки органа. Минула ночь наваждений».

Теги других блогов: балет мистерия Хиндемит